30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Эту дату установили в память о голодовке узников мордовских и пермских лагерей. Политзаключенные объявили ее 30 октября 1974 года в знак протеста против политических репрессий в СССР.
30 октября 2018 года в МОУ-СОШ с. Каменка прошли мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий. Была проведена общешкольная линейка, на которой почтили память жертв минутой молчания. После в классах проведены классные часы:
1 – 2 класс «Без вины виновные».
Цель: познакомить учащихся с историей страны, с репрессиями и людьми, которые её пережили.
Форма: беседа с использованием презентации, видео фильма, экскурсия в немецкий центр.
Участвовало 16 человек.
Классный час начался с просмотра фильма «Без вины виноватые». В этом фильме рассказывалось о нелёгкой доле немецкого народа, который был выслан с Волги в августе 1941 года по приказу Сталина в Сибирь, Казахстан и др. республики Союза. Дети узнали, каким лишениям подвергся немецкий народ, чего лишились люди в те времена и на сколько тяжела была доля немецкого народа в годы войны и послевоенное время. Посетив немецкий центр, ребята узнали имена тех людей, которые проживают в нашем селе и имеют статус депортированного. Узнали о трудармейцах и вынужденных переселенцах тех лет. Удивлены оны были тем, что среди одноклассников есть потомки тех людей, что некоторые дедушки и бабушки наших ребят имеют статус «реабилитированных». Для многих была открытием такая история об одном из народов нашей страны.
3-4 класс «День памяти жертв политических репрессии».
Цель: Воспитать патриотические чувства учащихся, развивать уважительное отношение к жертвам политических репрессии прошлого века формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся, воспитывать у учащихся любовь к истории родного края.
Форма организации урока: беседа, презентация, чтение информации из газеты.
Межведомственное взаимодействие при подготовке и проведении урока: учащиеся с интересом просмотрели презентацию, узнали много интересного, особенно о событиях 30 года XX века, была проведена беседа, с интересом слушали статью из газеты «У памяти нет срока давности», в котором говорилось о репрессии сталинских времен — одна наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Тогда репрессии коснулись не только отдельных граждан, а отдельных народов, в том числе и немцев, которых репрессировали по национальному признаку. 30 октября- день покаяния перед пострадавшими в годы репрессии и напоминание ныне живущим о трагических событиях, искалеченных судьбах миллионов наших соотечественников. Мы обязаны помнить горькое прошлое и извлекать из него правильные уроки, чтить и исполнять законы, уважать права и свободы, ценить жизнь каждого человека. Дети с интересом слушали и принимали активное участие в беседе».
5-6 класс «Жизнь под страхом. Годы репрессий»
Цель: 1.Дать историческую справку «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» 2.Развивать исторические познания учащихся 3.Воспитывать чувство сострадания, патриотизма за свой народ
Классный час состоялся в назначенный срок, учащиеся заранее были оповещены и готовы к обсуждению серьезных прошедших событий в нашей истории. Многие моменты оказались новыми, и тем самым привлекли повышенный интерес к теме. Учащиеся поделились своими знаниями, полученными от своих родственников-реабилитированных. Гордость за известных им людей повлияла на состояние причастности к этому событию.
Тоталитарный режим того времени не понятен в основном всем, личный вклад людей приносил только аресты. Лучшая ячейка общества истреблена, и значительное число их нигде не было учтено. Кровопролитные события до 1956 года оставили без опеки родителей ни в чем невинных детей. Бешеные цифры погибших определили дату 30 октября Днем памяти жертв политических репрессий».
Минута молчания — стала заключительным этапом классного часа «Жизнь под страхом. Годы репрессии».
7-8 класс «Забвению не подлежит».
Цель: познакомить учащихся с событиями, которые произошли в результате политических репрессий в период правления Сталина.
Ход классного часа:
1. Знакомство учащихся с периодом истории Советского государства, связанным с правлением Сталина И.В. 1924 – 1953 гг. Сообщение учащимся о периодах коллективизации и индустриализации, о роли партии в этих событиях. Период Великой Отечественной войны. Советские солдаты шли на смерть «За Родину! За Сталина!»
2. Составление Т-схемы о положительных и отрицательных моментах политики Сталина.
3. Кого объявляли «врагом народа»?
4. Выяснение, что знают ребята о политических репрессиях.
5. Рассказ учителя о системе ГУЛага в советский период. Составление схемы попадания человека в ГУЛаг.
6. Причины репрессий
7. Народы, подвергшиеся насильственному переселению в Казахстан и Сибирь
8. Разъяснение понятий «немцы» и «фашисты».
9. Условия содержания политических заключённых.
10. Создание трудовых армий.
11. Знакомство со списком реабилитированных граждан, пострадавших от политических репрессий, проживающих в селе Красноярка.
Выводы:
• Человечество должно знать о политических преступлениях против советского народа
• Политические репрессии – это один из самых злостных примеров нарушения прав человека
• Человек может и должен отстаивать свои права.
9-11 класс «1937 год. Репрессии. Имена, возвращенные временем».
Цель: вспомнить, события того далекого времени, почему 30 октября объявлен Днем памяти жертв политических репрессий.
Форма проведения: час общения.
Ребята уже знакомы с данным событием в истории нашей страны. Мы вспомнили такие понятия: кого объявляли «врагом народа», что такое ГУЛАГ, разъяснили понятия «немец» и «фашист», немного вспомнили события на Украине. Особо поговорили о создании трудовой армии, о трагедии немецкого народа, об условиях содержания в трудовой армии. Многие ребята подробно изучали эту тему, в частности создание трудовой армии, знакомились с литературой по данной теме, могли рассказать о конкретных людях, переживших трагедию трудармии. Жители нашего села не понаслышке знают, что такое политические репрессии. В заключении ребята писали «Письмо в прошлое». Делились своими мыслями и пытались показать и доказать, что политические репрессии – это один из самых злостных примеров нарушения прав человека.
|